Главная » Новости » Лента новостей
 

КОГДА И КАК БЫЛ СОЗДАН ГРУЗОВОЙ КОНТЕЙНЕР

265

Когда и как был создан грузовой контейнер

Веками люди путешествовали по морям и корабли, которые, как правило, перевозили и грузы. Еще с древности на морских судах возили зерно и вино, хлопок и ковры. Процесс доставки был медленным и сложным, товары хранили в портовых складах пока не находился подходящий корабль.

Обычно их загружали в мешки, тюки, ящики и бочки, которые затем вручную грузили на борт судна. Это было весьма трудоемко и в середине ХХ века потребность в стандартизированном способе транспортировки стала особенно острой.

В 1956 году американскому судовладельцу Малкольму Маклину пришла в голову блестящая идея: отправлять товары вместе в одном большом ящике будет намного экономнее и проще, чем посылать их по отдельности. Возможно, Маклин также хотел облегчить жизнь многим грузчикам, изнуренным тяжелой работой в портах по всему миру, но изобретение лишило их работы.

Транспортная компания Маклина по размеру парка занимала 5-е место в США, в ней было 37 филиалов. Затем Маклин приобрел судоходную компанию Pan-Atlantic Steamship, которую затем переименовал в SeaLand. Новое название подразумевало, что грузоперевозки будут происходить как морским путем, так и сухопутным.

Маклин разработал автомобильную площадку, переоборудовав нефтеналивной танкер Ideal X под контейнеровоз. Загрузив на борт 58 контейнеров, 26 апреля 1956 года корабль отплыл из порта Ньюарк в Хьюстон. Когда контейнеры прибыли в порт назначения, их перегрузили на грузовики.

Результаты перевозки были более, чем удовлетворительными: груз был доставлен в целости и сохранности. Так было положено начало контейнерным грузоперевозкам, а Маклин тут же занялся вопросом стандартизации контейнеров, логично считая, что это серьезно подтолкнет развитие отрасли. К тому же он предложил 25% скидку по сравнению со стоимостью обычных грузовых перевозок в то время. А еще его контейнеры закрывались на замок, что исключало кражи во время транспортировки.

После успеха первого рейса Маклин заказал строительство первого в истории контейнерного корабля Gateway City. В первый рейс он вышел в октябре 1957 года. Отправился он из Нью-Джерси в Майами. Для его погрузки и выгрузки понадобились лишь две бригады рабочих. Груз был перемещен с неслыханной по тем временам скоростью – 30 тонн в час.

Тогда использовались 33-футовые контейнеры, отличные от привычных сегодняшних 20- и 40-футовых. Была и проблема недостатка стандартизации в отношении размера контейнера, чтобы их можно было максимально эффективно устанавливать на кораблях. Поездам, грузовикам и остальному транспортному оборудованию требовался контейнер стандартного размера.

Портовые рабочие сопротивлялись распространению грузовых контейнеров из-за массовых увольнений докеров, их уже столько не требовалось. Это вызвало возмущение в профсоюзах доков. В начале 1970-х годов многие рабочие объявляли забастовку, но это лишь временно препятствовало активному развитию отрасли и распространению грузовых контейнеров. Рабочим выплатили компенсации, а стремительное распространение контейнеров продолжилось.

Сейчас в мире насчитывается около 20 млн морских контейнеров, за год они совершают более 200 млн поездок. Сегодня такие гиганты, как HMM Algeciras корейской судоходной компании Hyundai Merchant Marine, перевозят за один раз почти 24 тыс. 20-футовых контейнеров. Этот корабль длиной почти 400 метров с осадкой более 16 метров. С такими габаритами он даже не во все порты может зайти.

В мировой торговле более 90% товаров перевозят на кораблях. Контейнеры движутся по непрерывному циклу, чтобы облегчить доставку груза, в портах их перезагружают и как можно быстрее отправляют в следующий рейс.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников