Главная » Новости » Лента новостей
 

На вопросы отвечает профсоюзный юрист

129

На вопросы по трудовому законадательству отвечает правовой инспектор Гродненской областной организации профсоюза работников госучреждений Ольга Мороз.

Вопрос №1:

С работником заключен контракт на 3 года. До истечения срока действия контракта работнику исполнилось 63 года, и он подал нанимателю заявление об увольнении в связи с выходом на пенсию. Наниматель  отказал работнику  в увольнении, прав ли наниматель?

Ответ: В соответствии с частью первой статьи 41 Трудового кодекса Республики Беларусь срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, поступления на военную службу по контракту и иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора.

Аналогичная норма содержится в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 №4 (в редакции с изменениями и дополнениями) «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников». Кроме того, согласно части 2 указанного пункта при оценке уважительности причин расторжения контракта по требованию работника суд должен учитывать, что указанные истцом причины препятствовали ему выполнять работу по заключенному контракту. К таким причинам могут относится, например, состояние здоровья, выход на пенсию, изменение места жительства, необходимость ухода за больными членами семьи. При этом, работнику необходимо представить доказательства уважительности причин досрочного расторжения контракта.

Таким образом, выход на пенсию является уважительной причиной досрочного расторжения контракта, и работник в данном случае должен быть уволен по статье 41 Трудового кодекса Республики Беларусь, в связи с выходом на пенсию.

Вопрос №2:

У работника трудовой отпуск продолжительностью 26 календарных дней, часть которого (12 календарных дней) он использовал в текущем рабочем году. До окончания этого рабочего года, в связи с заболеванием, работник признан инвалидом (2 группа инвалидности). В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 года № 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» продолжительность основного трудового отпуска работников, признанных инвалидами, составляет 30 календарных дней.

Должен ли наниматель при предоставлении оставшейся части трудового отпуска, за текущий рабочий год, предоставить её с учётом увеличения продолжительности основного трудового отпуска?

Может ли работник, признанный инвалидом, заменить часть трудового отпуска, превышающую 21 календарный день денежной компенсацией? 

Ответ: Да, поскольку работник не использовал свой трудовой отпуск в полном объёме, наниматель обязан учесть увеличение продолжительности отпуска до 30 календарных дней. И предоставить работнику в данном случае оставшуюся часть отпуска за текущий рабочий год в количестве 18 календарных дней (30-26=4; 14+4 =18).

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 161 Трудового кодекса Республики Беларусь замена денежной компенсацией отпусков работникам, признанным инвалидами, не допускается. Следовательно, такие работники должны использовать трудовой отпуск полной продолжительности.

 

Соб.инф.